«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете МБОУ Приволенской СОШ Председатель ПК МБОУ Приволенской СОШ Директор МБОУ Приволенской СОШ Протокол №_______ от ________________________ Г.В. Каминский «____»________________ 20___ г. ________________________ В.А. Макаринский «____»________________ 20___ г. «____»________________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о формах и порядке проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х классов 1. Общие положения. Настоящее Положение разработано в соответствий с Законом РФ «Об образовании», Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы и регламентирует порядок проведения устной итоговой аттестации выпускников IX классов. Настоящее положение рассматривается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается приказом директора школы. 2. Формы проведения устной итоговой аттестации. 2.1. Устные экзамены государственной (итоговой) аттестации могут проводиться в следующих формах: - с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее - ТЭК). - по билетам, - собеседование - защита реферата. 2.2. Сдача экзамена с участием ТЭК осуществляется по выбору обучающихся в соответствии с положением «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения Кормовской средней общеобразовательной школы, освоивших образовательные программы основного общего образования с участием территориальных экзаменационных комиссий Ростовской области». 2.3. Экзаменационный материал для проведения экзамена по билетам составляется учителем самостоятельно с учетом примерных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в текущем учебном году, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учитель имеет право вносить дополнения и изменения в билеты в рамках нормативных требований к подготовке учащихся. Возможна также самостоятельная разработка экзаменационных билетов учителем при соблюдении тех же условий. Вопросы билетов должны охватывать не менее 75 - 80% учебного материала. 2.4.Сдача экзамена в форме собеседования осуществляется на основе подготовленных учителем тем и вопросов, соответствующих требованиям к подготовке выпускников основной и старшей школы. Ориентиром для формулирования тем и вопросов могут служить примерные экзаменационные билеты разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации. Учитель вправе включать в темы для собеседования элементы районного или школьного компонента. Перечень тем и вопросов для собеседования доводится до сведения учащихся заранее. На экзамене выпускник без подготовки дает развернутый ответ по одному из этих вопросов или тем, предложенных экзаменационной комиссией. Эта форма экзамена рекомендована для выпускников, имеющих высокий уровень общего развития, проявляющих повышенный интерес к предмету и претендующие на годовую оценку «отлично». 1 2.5. Реферат – это краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания труда выпускника, по конкретной теме. Является самостоятельной научно-исследовательской работой выпускника, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения и собственные взгляды на нее. Изложение материала в реферате должно быть логичным, носить проблемнотематический характер. Тематика рефератов определяется учителем, но инициативу может проявить и выпускник. Формулировка темы должна носить проблемный характер, например: - «В чем смысл рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»?» Этапы работы ученика над рефератом: 1. Формулирование темы, которая должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 3-5 различных источников). 3. Составление библиографии (литературы). 4. Обработка и систематизация информации. 5. Разработка плана реферата. 6. Написание реферата. 7. Публичное выступление с результатом исследования (защита реферата). В процессе работы над рефератом ученика необходимо консультировать. Примерная структура реферата: 1. Титульный лист. 2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). 3. Введение, (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). 4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая определенную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего. В этой части реферата могут быть представлены таблицы или схемы). 5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата). 6. Список литературы. Объем реферата - 5-15 печатных страниц. Приложения к работе не входят в ее объем. Обязательны ссылки на использованную литературу, последовательность написания библиографического аппарата. Защита реферата предполагает не менее чем за два месяца до проведения экзамена, выбор выпускником темы работы, глубокое изучение проблемы, консультации учителя. Реферат сдается не позднее, чем за месяц до экзамена. Учитель пишет рецензию, которая заканчивается заключением: реферат допускается к защите. На экзамене рецензия зачитывается. Затем выпускник выступает с рефератом. На защиту реферата отводится не более 10-15 минут. В случае необходимости члены комиссии могут задавать вопросы в пределах поднятой проблемы. Экзаменационная комиссия определяет итоговую оценку работы по пятибалльной системе. Критерии оценки реферата: Актуальность темы исследования. Соответствие содержания реферата жанру и теме. Глубина проработки материала. Правильность и полнота использования источников. Соответствие оформления стандартам. Сдача экзамена в форме защиты реферата доступна не каждому выпускнику. Поэтому учитель, как правило, рекомендует эту форму выпускнику склонному к научно2 исследовательской работе, имеющему большой запас знаний, высокий уровень общего развития и опыт представления реферата на семинарах, различных конференциях или в качестве зачетной работы по пройденным темам. К данной форме экзамена допускаются учащиеся, претендующие на годовую оценку «хорошо» и «отлично». 2.6. Экзаменационный материал для устной итоговой аттестации, разработанный общеобразовательным учреждением (билеты, вопросы для собеседования, темы рефератов), проходит экспертизу районной экспертной предметной комиссией, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы соответствующим приказом не позднее, чем за две недели до экзаменационного периода. 3. Порядок проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Выбор предметов и форма сдачи экзаменов для устной итоговой аттестации (на основании заявления учащихся) завершается не позднее, чем за три недели до начала итоговой аттестации, вопрос рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором общеобразовательного учреждения соответствующим приказом. Для сдачи экзамена в один день группа выпускников из 25 человек и более делится на 2 подгруппы в два потока. Начало устного экзамена: 1 поток – 8.30, 2 поток – 12.00. Учащиеся приходят за 15 минут до начала экзамена. Учащиеся могут пройти в кабинет для сдачи экзамена только с разрешения экзаменующего учителя, учителя – ассистента или председателя комиссии. На устном экзамене учащиеся должны иметь: письменные принадлежности и разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету. На подготовку ответа по взятому билету отводится 20-25 минут. В случае неспособности учащегося ответить на вопрос билета, ему предоставляется право взять второй билет, при этом оценка снижается на 1 балл. В случае нарушения дисциплины и порядка проведения экзаменов учащихся могут быть удалены с экзамена. Соответствующая запись вносится в протокол экзамена. Результаты устного экзамена и итоговые отметки сообщаются в день проведения экзамена после его окончания. 3