ОРКСЭ

Некоторые сведения о курсе ОРКСЭ

С 2012 года обязательный для всех общеобразовательных учреждений в России

Предназначен для учащихся 4 класса. 

Включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». 

 Выбор модуля для обучения ребёнка делают родители или законные представители. 

Курс носит светский характер, его преподают учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.  Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты, но их может и не быть, это остаётся на усмотрение школы. sosh-morgau.edu21.cap.ru

Уважаемые родители!

В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.

Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося.

Это четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.

Модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

Выбор учебного модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок - исключительно право Вашей семьи, Ваше право!

Ваше решение о выборе модуля курса ОРКСЭ должно быть оформлено заявлением на имя руководителя образовательной организации (образец заявления прилагается).

В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. Желаем Вам доброго сотрудничества с педагогическим коллективом школы в духовно-нравственном развитии и воспитании Вашего ребёнка на основе ценностей и традиций Вашей семьи, народов России нашего российского общества.

Модуль «Основы православной культуры»

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель - систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня - это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие - традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними - наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры»

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова - арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран - Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран - главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры»

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма - Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм - одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Модуль «Основы иудейской культуры»

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора - главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль «Основы светской этики»

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание, и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.

Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными традициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела призвано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того, чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой, необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира».

Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных организациях Рстовской области
(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

Обязателен ли курс ОРКСЭ для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

В учебном процессе образовательных организаций Российской Федерации используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, который утвержден приказом Минобрнауки РФ.

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Образовательная организация обеспечивает этот выбор подготовленными учителями и учебниками.

Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должны решать органы местного самоуправления.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки.

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом - без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

Порядок организации выбора родителями учащихся модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

·        1. Предварительный этап. Проведение первого родительского собрания. Информирование родителей (законных представителей) обучающих о содержании курса ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля курса ОРКСЭ для изучения их детьми.

Возможно проведение единого собрания родителей (законных представителей) в нескольких (двух и более) классах.

Проводит собрание представитель администрации образовательной организации (директор, заместитель директора).

Представление родителям содержания каждого модуля комплексного курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. Представление учителей, которые предполагаются в качестве преподавателя. Ответы на вопросы родителей (законных представителей), уточнения. Предварительное (анонимное) анкетирование родителей о предпочтениях в выборе модуля ОРКСЭ.

·        2. Основной этап. Проведение второго родительского собрания (по классам).

Заполнение родителями личных заявлений о выборе курса ОРКСЭ.

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. Бланки заявлений заполняют родители (законные представители) учащихся.

Передача родителями (законными представителями) заявлений классным руководителям.

В случае отсутствия на собрании родителей (законных представителей) отдельных учащихся классный руководитель связывается с ними и в кратчайшие сроки получает от них заявления.

·        3. Заключительный этап.

Сбор заявлений администрацией школы. Обобщение информации. Размещение информации об итогах выбора (обезличенное) на сайте школы. Окончательное формирование учебного плана. Приобретение учебников. Информирование о результатах выбора Управление образования города Рязани.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 31 марта 2015 г. N 08-461 О НАПРАВЛЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЫБОРА МОДУЛЯ КУРСА ОРКСЭ

Федеральная рабочая программа начального общего образования ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


Информированный выбор модулей курса ОРКСЭ для школьников 3-х классов , которые будут изучать его в 2025-2026 учебном году

Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – обязательная предметная область и обязательный учебный предмет в учебном плане на уровне начального общего образования.   В соответствии с п. 32.1. приказа о введении ФГОС НОО-2021 в учебном плане на уровне начального общего образования предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» и учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» являются обязательными. На его изучение в 4 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю). Он включает шесть учебных модулей по выбору:

Независимо от выбранного модуля обучение религии  в государственных образовательных организациях в рамках преподавания ОРКСЭ не предусмотрено, изучение любого модуля носит культурологический характер.  В содержании основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации должны быть представлены  общие планируемые результаты и результаты по каждому модулю, что обеспечивает свободный информированный выбор родителями модуля для изучения ОРКСЭ в соответствии со статьей 87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (не зависимо от того, какой модуль будет реализовываться в образовательной организации в текущем учебном году). Примерные планируемые результаты и содержание по модулям представлены в ПООП НОО (целевой и содержательный разделы). Образовательная организация в соответствии с ФГОС НОО разрабатывает свою основную образовательную программу начального общего образования с учётом планируемых результатов и содержания программы в ПООП НОО.Хочу такой сайт

Преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ на уровне начального общего образования в 2025 — 2026  учебном году осуществляется в соответствии со следующими  нормативными документами:

  • 1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 года (с изменениями и дополнениями).
  • 2.     Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и  о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 27. 09. 1997 года (с изменениями и дополнениями).
  • 3.     Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07. 1998 года (с изменениями и дополнениями).
  • 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286
  • 4.      Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.11.2024 г. №769 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

             В соответствии со статьей 87 ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечить свободный добровольный информированный выбор родителем (законным представителем) каждого обучающегося модуля для изучения учебного курса ОРКСЭ. Для этого необходимо руководствоваться установленным Регламентом (Письмо Минобрнауки России от 31.03. 2015г.  № 08-461) и примерным Планом мероприятий по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В образовательной организации заблаговременно уже во втором полугодии текущего учебного года с родителями учащихся 3-их классов организуется соответствующая работа.  До 10.02.25  года  должно быть проведено родительское собрание в 3-х  классах, на котором каждый родитель (законный представитель) на основе информации, представленной образовательной организации по каждому модулю, должен сделать выбор в пользу изучения одного из моделей, что подтверждается письменным заявлением и протоколом родительского собрания. Родители (законные представители) обучающегося должны сделать свой выбор самостоятельно, независимо от мнений большинства родителей детей класса, учителя, администрации школы. Не допускается склонение родителей (законных представителей) обучающихся к выбору в пользу изучения того или иного модуля под любым предлогом. В случае, если родитель (законный представитель) обучающегося изменил свое решение до начала учебного года или уже в процессе изучения модуля, он может обратиться с просьбой к администрации образовательной организации о смене модуля для изучения, которая может быть удовлетворена при наличии соответствующих условий (решение принимает руководитель образовательной организации).  Образовательная организация обеспечивает всех обучающихся по каждому выбранному модулю учебниками (из числа представленных в  федеральном перечне).Родители должны выбрать один из модулей для изучения их детьми в 4 классе. Результаты выбора родителями ( законными представителями) обучающихся модуля курса ОРКСЭ должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний  и письменными заявлениями каждого родителя о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя, прошедшие специальную подготовку.

     Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

      В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

      Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

      Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 6 книг.

      Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

     Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы сможете получить ответы на все интересующие вопросы.

      Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ Вы можете получить на сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:

- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

- Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах:

http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

      Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

- сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Уведомление

о преподавании в 4-х классах комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

Уважаемые родители!

В 4-х классах образовательных организаций РФ осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы религиозных культур народов России; Основы светской этики.

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или основ светской этики согласно законодательству РФ осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании по крайней мере одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

С уважением, администрация.

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору предмета (модуля) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

1. Общие положения

 

Уважаемые родители!

 

Вам предстоит сделать выбор одного из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для изучения его вашим ребенком в 4 классе.

 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта общего образования определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

На достижение этого идеала направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

 

Изучение ОРКСЭ начинается на уровне начального общего образования и продолжается на уровне основного общего образования. По месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов «История» и «Литература». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Учебный курс ОРКСЭ состоит из шести модулей: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы иудейской культуры, Основы буддийской культуры, Основы светской этики, Основы мировых религиозных культур. Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ носит светский (гражданский) характер — у всех модулей единая методологическая и методическая основа.

 

Для России традиционными являются четыре религии: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России. Причем, «православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», как гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ).

 

Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим религиозным согражданам. Недаром Гимн Российской Федерации начинается словами «Россия – священная наша держава». В этом же Гимне Россия, являющаяся светским государством, прославляется как «хранимая Богом родная земля».

 

Все модули имеют общую стержневую идею: любовь к Родине — России, единство Российского государства, межнациональное согласие, межконфессиональный мир и сотрудничество всех граждан России ради общего блага. Каждый модуль начинается уроком «Россия — наша Родина».

 

Любой выбранный родителями (законными представителями) модуль позволяет дать младшим школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культур, предоставляет возможность обсуждать вопросы нравственного характера с опорой на те культурные особенности исторического наследия России, которые для них представляют наибольшее значение.

 

Учебники для младших школьников по ОРКСЭ включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, они нацелены на коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.

 

ОРКСЭ обязательный для изучения курс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Родители обучающихся 3 класса на родительском собрании выбирают один из модулей, который их дети будут изучать в четвёртом классе.

 

Поскольку выбор предмета (модуля) ОРКСЭ имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение, то выбор родителей должен быть свободным, информированным и ответственным. Он должен соответствовать духовно-нравственным и культурно-историческим традициям Вашей семьи. И, самое важное, если Вы будете содействовать освоению Вашим ребенком выбранного Вами предмета из комплексного курса ОРКСЭ, то это, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию семьи и школы в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания наших детей.

 

Воспитательные цели курса ОРКСЭ:

 

– получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России;

 

– развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России;

 

– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

 

– формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей и традиций народов России.

 

2. Правовые основы и принципы изучения комплексного курса ОРКСЭ

 

Изучение обучающимися комплексного учебного курса ОРКСЭ и выбор одного из модулей предусмотрено Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ).

 

Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с нижеследующими пунктами статьи 87 этого Закона, касающимися выбора и изучения модуля, входящего в комплексный курс ОРКСЭ.

 

Пункт 1-й этой статьи («Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации») гласит, что учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), включенные в основные общеобразовательные программы, вводятся в систему образования «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

 

Поскольку Законом ставится цель формирования и развития личности прежде всего в соответствии с семейными ценностями, то «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (п.2, ст.87, № 273–ФЗ).

 

Этим же Законом предусматривается, что «примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.3. ст.87, ФЗ-№ 273)

 

Кроме этого в соответствии с п 6 ст. 87 «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

 

Поэтому на родительские собрания рекомендуется приглашение соответствующих модулям представителей религиозных организаций.

 

3. Условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей ОРКСЭ

 

Для выбора модуля изучения курса ОРКСЭ проводятся родительские собрания.

 

В начале родительского собрания учитель представляет информацию о целях и воспитательных задач курса в целом и его каждого модуля.

 

Рекомендуется приглашение на собрания представителей централизованных религиозных организаций с подробным представлением содержания и задач конкретного модуля религиозной культуры.

 

Учителю (руководителю школы) запрещается склонять родителей (законных представителей) к выбору конкретного модуля, отговаривая от выбора, объясняя отсутствием возможностей школы обеспечить его преподавание (отсутствие подготовленных учителей, учебников, малое количество выбора и др.).

 

Даже если, выбранный модуль ОРКСЭ в меньшинстве, его преподавание должно быть обеспечено преподавание обязательно.

 

На родительском собрании по выбору модуля во время представления содержания конкретного модуля не допускаются критика иных модулей или мировоззренческие споры. Данное собрание — не дискуссионный клуб, то есть не место для дискуссий по мировоззренческим вопросам.

 

Преподавать ОРКСЭ могут учителя (учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, учителя начальных классов), успешно прошедшие соответствующую подготовку.

 

В преподавании модулей ОРКСЭ могут использоваться учебники, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

 

Программа ОРКСЭ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятым 9 ноября 2022 года Президентом РФ В. В. Путиным Указом об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

 

Все содержание курса ОРКСЭ, его модулей по основам религиозных культур направлено на формирование у детей ценностей и идеалов, таких как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 

При выборе модуля ОРКСЭ можно свободно ориентироваться на культуру и традиции, принятые в каждой семье, на желание изучать свою религиозную и (или) культурно-историческую традицию.

 

Уважаемые родители! Вы выбираете предмет (модуль) ОРКСЭ для изучения его Вашим ребёнком в 4 классе. В исключительных случаях допускается изменение выбора модуля до начала его изучения . Для этого необходимо обратиться к руководителю (директору) образовательной организации с письменным заявлением о выборе другого модуля, которое также должно сохраняться в образовательной организации вместе с первоначальным заявлением.

 

Убедительно просим Вас отнестись к выбору модуля ОРКСЭ с ответственностью и вниманием и надеемся на то, что полноценное сотрудничество семьи и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей принесёт свои добрые плоды.

Информационно-методические материалы о введении курса ОРКСЭ, содержание учебного курса размещены на сайтах:

                            www.orkce.apkpro.ru 

                        www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx 

 

o   материалы сайта Министерства образования и науки РФ - http://минобрнауки.рф

o    Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/index.php

o     Материалы сайта Основы религиозных культур и светской этики - http://www.orkce.ru/

Информация об организации сотрудничества государственных и муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных организаций в процессе
 апробации комплексного курса, а также вспомогательные материалы для использования в преподавании основ религиозных культур содержится на сайтах:

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru 
  • Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви — http://www.otdelro.ru 
  • Совет муфтиев России — http://www.muslim.ru 
  • Российская ассоциация буддистов — http://www.buddhism.ru 
  • Федерация еврейских общин России — http://www.feor.ru 
  • Портал диакона Андрея Кураева - http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217
  • Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" - 

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Сообщество_педагогов_по_курсу_%22Основы_религиозных_культур_и_светской_этики%22

  • Интернет-СМИ «Православие и мир» - http://www.pravmir.ru/
  • Открытый класс. Основы православной культуры. Модуль курса "Основы религиозных культур и светской этики»

http://www.openclass.ru/node/143275

 Интересные ссылки
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры
http://muzlo.at.ua/publ/4 - анимированные истории ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия»
http://spasitel.net.ru/index.php?newsid=1019  -мультсериал «Суперкнига»
http://www.sunhome.ru/religion  - публикации на тему религии: Буддизм, Христианство, Даосизм, Индуизм, Ислам, Иудаизм, в т.ч. религиозные праздники
http://rojdestvo.paskha.ru/children - детский сайт о Рождестве
http://parables.ru/main-17.html - детские притчи
http://pritchi.ru - притчи
http://planeta911.ru/ppt.php - детский сайт по православию (библейские уроки, презентации, раскраски, музыка, загадки)
http://svetoch.ucoz.ru – основы православной веры в презентациях
http://nezhna.com/showjournal.php?journalid=2523043&keywordid=1106329 –теги о православных праздниках
http://www.islamdag.ru/islam-detyam - исламские сказки, рассказы-иллюстрации
http://www.xadis.ru/books/semya/skazki.html - арабские сказки
http://bogi.wmsite.ru – история религий
http://ariom.ru/zen-film/1083652859.html - художественный фильм «Маленький Будда»
 

Концепция_ОДНКНР.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий.doc (скачать)
Урок для родителей Знакомство с модулями курса ОРКСЭ.pptx (скачать)
Презентация модулей курса ОРКСЭ.ppt (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».