«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете МБОУ Приволенской СОШ Председатель ПК МБОУ Приволенской СОШ Директор МБОУ Приволенской СОШ Протокол №_______ от ________________________ Г.В. Каминский «____»________________ 20___ г. ________________________ В.А. Макаринский «____»________________ 20___ г. «____»________________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о службе мониторинга 1. Общие положения 1.1. Служба мониторинга является структурным подразделением, обеспечивающим организацию обработки и обобщения информации о деятельности МБОУ Приволенской СОШ по различным аспектам ее функционирования и развития. Работает на постоянной основе. 1.2. Необходимость создания данного подразделения в организационной структуре ОУ обуславливается вхождением школы в экспериментальную деятельность по направлениям: 1.2.1. Совершенствование структуры и содержания общего образования; 1.2.2. Создание психологопедагогических условий организации образовательного процесса, способствующего социализации учащихся и актуализации мониторинговых исследований по проблемам инновационной работы. 1.3. Основные функции Службы мониторинга: 1.3.1. Интегративная – комплексная характеристика процессов, происходящих в учебновоспитательном процессе ОУ, перешедшего из режима функционирования в режим развития; 1.3.2. Диагностическая – выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной работе, критериев и параметров нового качества образования; 1.3.3. Экспертная – экспертиза программнометодического материала, форм, методов, технологий, способствующих развитию качества образования и используемых в ходе экспериментальной работы; 1.3.4. Информационная – осуществление оперативной обратной связи в форме получения информации о реализации "рубежных" целей экспериментальной работы; 1.3.5. Экспериментальная – поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность; 1.3.6. Образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса по проблемам становления и развития нового качества образования. 1.4. Основные направления деятельности Службы мониторинга: 1.4.1. Разработка новых и модификация имеющихся объективных методов отслеживания результатов деятельности школы по проблеме опытноэкспериментальной работы (далее – ОЭР); 1.4.2. Разработка процедуры педагогического анализа получаемой информации; 1.4.3. Создание компьютерного "банка данных", позволяющего соблюдать динамику реализации основных направлений эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования; 1.4.4. Психодиагностика; 1.4.5. Исследования профессионального самоопределения и предпочтений старшеклассников школы; 1.4.6. Диагностика эффективности воспитательной системы; 1.4.7. Анализ уровня профессиональнопедагогической квалификации педагогов школы, их готовность к ОЭР и развитию нового качества образования; 1.4.8. Экспертиза реализации программы экспериментальной работы, системы инновационной деятельности школы; 1.4.9. Маркетинг запросов и потребностей социума в процессе определения предпрофильных и профильных линий образовательного процесса в школе; 1.4.10. Валеологические аспекты деятельности школы; 1.4.11. Уровень сформированности ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; 1.4.12. Комплексный анализ деятельности образовательной системы школы. 2. Структура и организация работы 2.1. Служба мониторинга является подразделением второго оперативного уровня структурнофункциональной модели школы, работает в соответствии с программой, утверждаемой научнометодическим советом школы. 2.2. В состав Службы мониторинга входят: 2.2.1. Директор школы – осуществляет мониторинг по экономическим показателям деятельности организации; анализирует деятельность школы на основе комплексного подхода (годовой анализ). Анализирует эффективность поисковой деятельности по итогам этапов экспериментальной работы, обозначенных в Программе экспериментальной работы школы; 2.2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – курирует сбалансированность и гибкость учебных планов; авторских учебнометодических разработок; развитие профессионального роста педагогов; – курирует целесообразность и эффективность инновационных процессов в ОУ по управлению процессом становления и развития нового качества образования; – проводит экспертизу качества образования; составляет качественную характеристику знаний учащихся; анализирует качество образования в школе в сравнении с достижениями других ОУ региона, страны; отслеживает профессиональноличностный рост педагогов школы; 2.2.3. Заместитель директора по воспитательной работе – исследует и анализирует социальные условия развития личности учащихся, складывающихся из взаимодействия общественных, семейных, социальнопсихологических факторов микросоциума, профессиональное самоопределение старшеклассников; определяет уровень воспитанности учащихся; – исследует потенциальные возможности личности в обучении; предметную направленность, интересы и потребности учащихся; развитие мотивационнопотребностной сферы, познавательных процессов. Составляет социальнопсихологический портрет класса, курирует профориентационную работу; 2.2.4. Руководители творческих групп (представители от МО учителей предметников и классных руководителей) – осуществляют мониторинг инновационной деятельности школы по конкретным проблемам работы группы; 2.2.8. Медицинский работник – анализирует итоги ежегодной диспансеризации учащихся; отслеживает положительную и отрицательную диагностики, корелляцию с показателями качества образования в школе; соответствие измерения уровня физического развития возрастным нормам. 2.3. Состав Службы мониторинга носит мобильный характер – в зависимости от возникающих проблем для проведения исследований могут привлекаться другие специалисты (независимые эксперты), выполняющие работу по трудовому договору. 3. Этапы проведения мониторинговых исследований в школе 3.1. Подготовительный этап: 3.1.1. Постановка цели; 3.1.2. Определение объекта; 3.1.3. Установление сроков проведения; 3.1.4. Изучение теоретических основ и имеющегося опыта; 3.1.5. Педагогический мониторинг; 3.1.6. Разработка инструментария для проведения мониторинга. 3.2. Практический этап: сбор информации. 3.3. Аналитический этап: 3.3.1. Разработка процедур педагогического анализа получаемой информации; 3.3.2. Анализ имеющихся данных; 3.3.3. Разработка рекомендаций и предложений на последующий период. 4. Структурирование полученной информации 4.1. Полученная информация структурируется в три блока: 4.4.1. Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики; 4.4.2. Информация, сообщаемая ученику и родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений выбора индивидуального образовательного маршрута, работы по изменению личностных качеств; 4.4.3. Информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки личности ребенка, профориентационной работы. 5. Формы представления результатов мониторинга 5.1. При проведении анализа полученных в ходе мониторинга данных предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и пр. 5.2. На заключительном, аналитическом этапе делаются выводы, разрабатываются рекомендации. 5.3. Материалы мониторинга обрабатываются с использованием стандартизированных компьютерных программ и периодически публикуются на школьном сайте. 5.4. Ежегодно проводится отчет перед методическим советом и Советом школы.