«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете МБОУ Приволенской СОШ Председатель ПК МБОУ Приволенской СОШ Директор МБОУ Приволенской СОШ Протокол №_______ от ________________________ Г.В. Каминский «____»________________ 20___ г. ________________________ В.А. Макаринский «____»________________ 20___ г. «____»________________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководителе 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений», утверждёнными приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 196. 1.2. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся - гражданской ответственности и правового самосознания, - духовности и культуры, - инициативности, самостоятельности, толерантности, - способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 1.3. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. 1.4. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом директора школы могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. 2. Цель и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. 2.2. Задачи деятельности классного руководителя: - формирование и развитие коллектива класса; - создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; - формирование здорового образа жизни; - организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; - защита прав и интересов обучающихся; - организация системной работы с обучающимися в классе; - гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; - формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; - организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. 3. Функции классного руководителя 1 3.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава школы, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных её тенденций, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся . 3.2. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо - хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; - быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности; - владеть технологиями воспитания; - учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни. 3.3. Функции классного руководителя: 3.3.1. Аналитическая: - изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; - изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого обучающегося; - анализ и оценка уровня воспитанности; - изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.; - изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; - изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса. 3.3.2. Прогностическая: - предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; - прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; - прогнозирование этапов становления и формирование коллектива; - построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, соответствующей воспитательной системе школы; - определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива; - предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между обучающимися, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями учащихся и др.). 3.3.3. Организационно - координирующая: - помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков; - помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления; - организация взаимодействия с семьями учащихся; - помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами города; - стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов класса, психолога, социального педагога, школьного инспектора; - участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение»малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). 3.3.4. Коммуникативная: - помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; - построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.; 2 помощь учащимся в становлении отношений с окружающими людьми, социумом; содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива; - коррекция (совместно с психологом, социальным педагогом) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3.3.5. Контрольная: - контроль за успеваемостью каждого обучающегося; - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. - 4. Формы работы классного руководителя с детьми 4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения и др.); - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.). 4.2. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим: - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением; - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; - обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса. 5. Права и обязанности классного руководителя 5.1. Классный руководитель имеет право: - получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей; - контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; - контролировать успеваемость каждого ученика; - координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, “малые” педсоветы; - выносить на рассмотрение администрации, методического совета или педагогического совета согласованные с классным коллективом предложения; - приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних;. - определять программы индивидуальной работы с детьми; - вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; - выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку. 5.2. Классный руководитель обязан: - организовывать воспитывающую деятельность в классе; - вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива; - фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, информировать об этом администрацию и осуществлять продуманную коррекцию; - оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем; - вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы. 3 6. Критерии оценки работы классного руководителя 6.1. К критериям оценки работы классного руководителя относятся: - упорядоченность жизнедеятельности класса; - наличие и уровень зрелости классного коллектива; - общий психологический климат класса; - социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность; - реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся; - активная позиция классного руководителя; - участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе; - вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива. 7. Подготовка классного руководителя и общие условия его работы 7.1. Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя: - знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической и социальной педагогике; - знания теоретических основ воспитания; - владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; - широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; - бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, и традициям народной педагогики; - способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; - опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить социально-экономические условия, оценить тенденции с позицией педагогической целесообразности; - вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; - коммуникабельность, организаторские умения и навыки. 7.2. Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия: - материально-техническое обеспечение организуемой им воспитывающей деятельности; - организационно-методическая помощь со стороны руководства учреждения образования; - организация систематического педагогического анализа состояния воспитательного процесса в школе. 4