Положение о классном руководителе

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете
МБОУ Приволенской СОШ

Председатель ПК
МБОУ Приволенской СОШ

Директор
МБОУ Приволенской СОШ

Протокол №_______ от

________________________
Г.В. Каминский
«____»________________ 20___ г.

________________________
В.А. Макаринский
«____»________________ 20___ г.

«____»________________ 20___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководителе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано
в соответствии с «Методическими
рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и
муниципальных общеобразовательных
учреждений», утверждёнными приказом
Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21, Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от
19.02.2001 № 196.
1.2. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются:
формирование у обучающихся
- гражданской ответственности и правового самосознания,
- духовности и культуры,
- инициативности, самостоятельности, толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на
рынке труда.
1.3. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания
принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного
руководителя.
1.4. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия
приказом директора школы могут возлагаться функции классного руководителя по
организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
2. Цель и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося,
сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3. Функции классного руководителя
1

3.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава школы, локальных актов, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных
её тенденций,
на основе личностно
ориентированного подхода к обучающимся .
3.2. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю необходимо
- хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного
возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности;
- владеть технологиями воспитания;
- учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные
условия их жизни.
3.3. Функции классного руководителя:
3.3.1. Аналитическая:
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
обучающегося;
- анализ и оценка уровня воспитанности;
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.;
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся
класса.
3.3.2. Прогностическая:
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
- прогнозирование этапов становления и формирование коллектива;
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего
класса, соответствующей воспитательной системе школы;
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся,
коллектива;
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений
(между обучающимися, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями
учащихся и др.).
3.3.3. Организационно - координирующая:
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой
разнообразной деятельности детей и подростков;
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
- организация взаимодействия с семьями учащихся;
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами города;
- стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и
педагогов класса, психолога, социального педагога, школьного инспектора;
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной
деятельности, воспитательной работы;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение»малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя).
3.3.4. Коммуникативная:
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и
подростковой среде;
- построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель –
родители», «родители – ученик» и т.д.;
2

помощь учащимся в становлении отношений с окружающими людьми, социумом;
содействие установлению и поддержанию благополучного психологического
климата коллектива;
- коррекция (совместно с психологом, социальным педагогом) поведения,
отношений социально дезадаптивных детей и подростков;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3.5. Контрольная:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
-

4. Формы работы классного руководителя с детьми
4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
- индивидуальные
(беседа,
консультация,
обмен
мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.).
4.2. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться
следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед образовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой,
творческой деятельности обучающихся класса.
5. Права и обязанности классного руководителя
5.1. Классный руководитель имеет право:
- получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать успеваемость каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
“малые” педсоветы;
- выносить на рассмотрение администрации, методического совета или
педагогического совета согласованные с классным коллективом предложения;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с
администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних;.
- определять программы индивидуальной работы с детьми;
- вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической
и воспитательной деятельности;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку.
5.2. Классный руководитель обязан:
- организовывать воспитывающую деятельность в классе;
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного
коллектива;
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, информировать
об этом администрацию и осуществлять продуманную коррекцию;
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность
воспитательной работы.
3

6. Критерии оценки работы классного руководителя
6.1. К критериям оценки работы классного руководителя относятся:
- упорядоченность жизнедеятельности класса;
- наличие и уровень зрелости классного коллектива;
- общий психологический климат класса;
- социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
- реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
- активная позиция классного руководителя;
- участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
- вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.
7. Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
7.1. Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя:
- знания и умения по детской и подростковой возрастной
психологии,
педагогической и социальной педагогике;
- знания теоретических основ воспитания;
- владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу,
коллектив;
- широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
- бережное отношение к накопленному отечественному и мировому
педагогическому опыту, и традициям народной педагогики;
- способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить
нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за
педагогическое новаторство;
- опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия,
владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить
социально-экономические условия, оценить тенденции с позицией педагогической
целесообразности;
- вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила
воли;
- коммуникабельность, организаторские умения и навыки.
7.2. Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать
условия:
- материально-техническое обеспечение организуемой им воспитывающей
деятельности;
- организационно-методическая помощь со стороны руководства учреждения
образования;
- организация
систематического
педагогического
анализа
состояния
воспитательного процесса в школе.

4



Контакты

347490, Ростовская обл, Ремонтненский р-н, Привольный п, Советская ул, дом № 12

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.