«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете МБОУ Приволенской СОШ Председатель ПК МБОУ Приволенской СОШ Директор МБОУ Приволенской СОШ Протокол №_______ от ________________________ Г.В. Каминский «____»________________ 20___ г. ________________________ В.А. Макаринский «____»________________ 20___ г. «____»________________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле 1. Общие положения. Настоящее Положение разработано в соответствии Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», письмом Министерства образования РФ «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» №22-06-874 от 10.09.1999 г., письмом Министерства образования РФ «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» № 22-06-147 от 07.02.2001 г., Уставом школы. Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) <новым образовательным стандартам> требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО. Новым содержанием контрольных действий, реализующих ВШК, являются для контроля: а) системы управления образовательным учреждением: − оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС НОО к модели выпускника начальной школы, результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, моделям социального заказа, планам функционирования и развития школы и др.; − диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС НОО в образовательном учреждении; − оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения); анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления; − принятие решений о направлениях коррекции системы управления ОУ; − организация исполнения решения (коррекционной работы); − проверка исполнения решения; б) работы с кадрами: − обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников ОУ, работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка результативности их реализации; − подготовка работников школы к новой процедуре аттестации; − диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников учреждения; − принятие решений о направлениях работы образовательного учреждения (научнометодической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами) по направлениям стандарта; − организация коррекционной работы; − проверка ее исполнения; в) работы с контингентом обучающихся: − диагностика учебных и творческих возможностей обучающихся; − диагностика психофизиологического состояния детей; − диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке; − диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении; − ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников; − принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом обучающихся; − организация коррекционной работы; − проверка ее результативности; г) финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ОУ: − осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете учреждения; − осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности; д) материально-технического и информационного оснащения, ремонта школьного оборудования: − оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса; − оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в сети Интернет; − анализ занятости помещений школы, эффективности их использования; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса; − принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материальнохозяйственной деятельности в школе; − организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения; е) партнерского взаимодействия ОУ: − оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров (соглашений) о сотрудничестве и т.п.; − принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей ОУ. Элементом нововведения в структуре ВШК в условиях введения ФГОС НОО является государственно-общественное управление: а) образовательной системой школы, отслеживающее промежуточные и итоговые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и вносящее предложения о коррективах в образовательную модель ОУ; б) работой с кадрами. Настоящее положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК). Внутришкольньй контроль - процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения. Положение о ВШК утверждается приказом директора школы. ВШК осуществляет руководитель учреждения или по его поручению заместитель руководителя, руководитель методического объединения, другие специалисты. Задачи внутришкольного контроля осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования, нормативных документов отдела образования Администрации Ремонтненского района, решений педсоветов школы; • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативнo пpaвовых актов, принятие мер о их пресечению; • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и oтрицaтельных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на • этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; • сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений; • анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. Содержание контроля: • выполнение Закона РФ «Об образовании» в части oбязaтельности основного общего образования; • использование методического обеспечения в образовательном процессе; • реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвepждeнных учебных графиков; • ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.). • уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний; • соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; • обеспечение гарантий прав учащихся на получение образования (дети-инвалиды, обучение на дому или индивидуальное обучение по медицинским показаниям) • соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости; • работа творческих групп, М/О, библиотеки; • реализация воспитательных программ и их результативности; • организация питания и медицинского обслуживания школьников; • охрана труда и здоровья участников образовательного процесса; • исполнение пpинятых коллективных peшeний нормативных актов; • состояние УМК; • выполнение требований СанПиНа • другие вопросы Методы контроля: • анкетирование учащихся и родителей; • тестирование; • посещение учебных занятий; • мониторинг; • письменный и устный опрос; • изучение документации; • беседа; • хронометраж и другие. Виды ВШК (по содержанию): • тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, М/О, одного учителя). • фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя). Формы ВШК: • персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля); • классно - обобщающий (фронтальный вид); Организация и проведение контроля Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов: - определение цели контроля, объекта контроля; - составление плана проверки; - инструктаж участников; - выбор форм и методов контроля; - констатация фактического состояния дел; - объективная оценка этого состояния; - выводы, вытекающие из оценки; - рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков; - определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль. • ВШК осуществляет директор школы или по его распоряжению заместители по учебновоспитательной, воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия, в качестве экспертов. К участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты. • Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. • Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий. • В качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты. • Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. • При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения. Основания для проведения контроля: - заявление педагогического работника на аттестацию; - план – график ВШК; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. Итоги ВШК. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом: результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается: - цель контроля; - сроки; - состав комиссии; - какая работа проведена в результате проверки: посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседование и т.д.); - констатация фактов (что выявлено ); - выводыI; - рекомендации или предложения; - где подведены итоги проверки: совещание педагогического коллектива совещание при заместителе директора, индивидуально; - дата и подпись ответственно за написание справки; - подпись лиц, ознакомленных со справкой. Права и обязанности участников ВШК. 1. Проверяемый педагогический работник имеет право: • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля, • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; • обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 2. Директор школы вправе обратиться в органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении ВШК. 3. Директор школы по результатам ВШК принимает решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждение итоговых материалов контроля коллегиальным органом; - о проведение повторного контроля с привлечением определенных экспертов; - о привлечении к дисциплинарной ответственности работников; - о поощрение работников; - иные решения в пределах своей компетенции. 2. Персональный контроль. 2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 2.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности: • уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной • физиологии; • по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; • по методикам обучения и воспитания; • умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; • умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средства обучения: элементарные методы и средств педагогической диагностики; • основные формы дифференциации контингента обучающихся; • основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся; • уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффeктивными формами, методами и приемами обучения; • уровень подготовки учащихся; • сохранение контингента учащихся. 2.3. При оценке деятельности учителя учитывается: • вьполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); • уровень знаний, умений, навыков учащихся; • степень самостоятельности учащихся; • дифференцированный и индивидуальный подход учащимся в процессе обучения; • совместная деятельность учителя и ученика; • наличие положительного эмоционального микроклимата; • умение отбирать содержимое учебного материала; • способность к анализу педагогических ситуаций; • умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития; • формы повышения профессиональной квалификации учителя. 2.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право: • знакомиться с документацией в соответствии должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, пoypoчными планами, клaccными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы); • изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий; • анализировать статические данные о результат педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.); • анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя; • организовывать и отслеживать результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.; • социологические, психологические, педагогические исследования; • анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей. 3. Классно - обобщающий контроль. 3.1. Классно - обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе. 3.2. Классно - обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебновоспитательной работы в отдельном классе или параллели; 3.3. В ходе классно - обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно- воспитательной работы в отдельном классе (параллели): • деятельность всех учителей; • включение учащихся в познавательную деятельность; • привитие интереса к знаниям; • уровень знаний, умений и навыков учащихся; • школьная документация; • выполнение единых требований к учащимся; • стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; • сотрудничество учителя и учащихся; • выполнение учебных программ (теоретической и практической части); • владение учителем новыми педагогическими технолог ми при организации обучения; • соблюдение единого орфографического режима; • работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими; • дифференциация и индивидуализация обучения; • работа с родителями учащихся; • воспитательная работа; • социально-психологический климат в классном коллективе. 3.4. Классы для проведения классно - обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 3.5. По результатам классно - обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.