Положение о внутришкольном контроле с учетом ФГОС НОО

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете
МБОУ Приволенской СОШ

Председатель ПК
МБОУ Приволенской СОШ

Директор
МБОУ Приволенской СОШ

Протокол №_______ от

________________________
Г.В. Каминский
«____»________________ 20___ г.

________________________
В.А. Макаринский
«____»________________ 20___ г.

«____»________________ 20___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
1. Общие положения.
Настоящее Положение разработано в соответствии Законом РФ «Об образовании»,
«Типовым положением об образовательном учреждении», письмом Министерства образования
РФ «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» №22-06-874 от 10.09.1999 г.,
письмом Министерства образования РФ «О содержании и правовом обеспечении должностного
контроля руководителей образовательных учреждений» № 22-06-147 от 07.02.2001 г., Уставом
школы. Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования (ФГОС НОО) <новым образовательным стандартам> требует дополнить
перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты
деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО.
Новым содержанием контрольных действий, реализующих ВШК, являются для
контроля:
а) системы управления образовательным учреждением:
− оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС НОО к модели
выпускника начальной школы, результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, моделям социального заказа, планам функционирования и
развития школы и др.;
− диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС НОО в
образовательном учреждении;
− оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям
стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения); анализ причин выявленных
рассогласований и поиск путей их преодоления;
− принятие решений о направлениях коррекции системы управления ОУ;
− организация исполнения решения (коррекционной работы);
− проверка исполнения решения;
б) работы с кадрами:
− обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации,
личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников ОУ,
работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка
результативности их реализации;
− подготовка работников школы к новой процедуре аттестации;
− диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников
учреждения;
− принятие решений о направлениях работы образовательного учреждения (научнометодической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих
состояние работы с кадрами) по направлениям стандарта;
− организация коррекционной работы;
− проверка ее исполнения;
в) работы с контингентом обучающихся:
− диагностика учебных и творческих возможностей обучающихся;
− диагностика психофизиологического состояния детей;
− диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической
поддержке;

− диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;
− ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто
встречающихся у школьников;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с
контингентом обучающихся;
− организация коррекционной работы;
− проверка ее результативности;
г) финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ОУ:
− осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в
ресурсах и отражение этой потребности в бюджете учреждения;
− осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных
услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности;
д) материально-технического и информационного оснащения, ремонта школьного
оборудования:
− оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических
средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной
оснащенности учебного процесса;
− оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными
в сети Интернет;
− анализ занятости помещений школы, эффективности их использования; требований к
оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного
процесса;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материальнохозяйственной деятельности в школе;
− организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;
е) партнерского взаимодействия ОУ:
− оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров
(соглашений) о сотрудничестве и т.п.;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних
связей ОУ.
Элементом нововведения в структуре ВШК в условиях введения ФГОС НОО является
государственно-общественное управление:
а) образовательной системой школы, отслеживающее промежуточные и итоговые
результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и
вносящее предложения о коррективах в образовательную модель ОУ;
б) работой с кадрами.
Настоящее положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля (ВШК). Внутришкольньй контроль - процесс получения и переработки информации о
ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения. Положение о
ВШК утверждается приказом директора школы. ВШК осуществляет руководитель учреждения
или по его поручению заместитель руководителя, руководитель методического объединения,
другие специалисты.
Задачи внутришкольного контроля
осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования,
нормативных документов отдела образования Администрации Ремонтненского района,
решений педсоветов школы;
• выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативнo пpaвовых актов, принятие мер о их пресечению;
• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;
• изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
oтрицaтельных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
•

этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению
негативных тенденций;
• сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
• анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Содержание контроля:
• выполнение Закона РФ «Об образовании» в части oбязaтельности основного общего
образования;
• использование методического обеспечения в образовательном процессе;
• реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения утвepждeнных учебных графиков;
• ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.).
• уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;
• соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
• обеспечение гарантий прав учащихся на получение образования (дети-инвалиды,
обучение на дому или индивидуальное обучение по медицинским показаниям)
• соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и
текущего контроля их успеваемости;
• работа творческих групп, М/О, библиотеки;
• реализация воспитательных программ и их результативности;
• организация питания и медицинского обслуживания школьников;
• охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
• исполнение пpинятых коллективных peшeний нормативных актов;
• состояние УМК;
• выполнение требований СанПиНа
• другие вопросы
Методы контроля:
• анкетирование учащихся и родителей;
• тестирование;
• посещение учебных занятий;
• мониторинг;
• письменный и устный опрос;
• изучение документации;
• беседа;
• хронометраж и другие.
Виды ВШК (по содержанию):
• тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике
работы коллектива, подразделения, группы, М/О, одного учителя).
• фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).
Формы ВШК:
• персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде
контроля);
• классно - обобщающий (фронтальный вид);

Организация и проведение контроля
Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из
следующих этапов:

- определение цели контроля, объекта контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников;
- выбор форм и методов контроля;
- констатация фактического состояния дел;
- объективная оценка этого состояния;
- выводы, вытекающие из оценки;
- рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;
- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
• ВШК осуществляет директор школы или по его распоряжению заместители по учебновоспитательной, воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия, в
качестве экспертов. К участию в контроле могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты.
• Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
• Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
• В качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации, отдельные специалисты.
• Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля.
• При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор
и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной работе могут посещать
уроки учителей школы без предварительного предупреждения.
Основания для проведения контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- план – график ВШК;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
Итоги ВШК.
По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом:
результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических
работников.
Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
- цель контроля;
- сроки;
- состав комиссии;
- какая работа проведена в результате проверки: посещены уроки, проведены контрольные
работы, просмотрена школьная документация, собеседование и т.д.);
- констатация фактов (что выявлено );
- выводыI;
- рекомендации или предложения;
- где подведены итоги проверки: совещание педагогического коллектива
совещание при заместителе директора, индивидуально;
- дата и подпись ответственно за написание справки;
- подпись лиц, ознакомленных со справкой.

Права и обязанности участников ВШК.
1. Проверяемый педагогический работник имеет право:
• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля,
• своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
• обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
2. Директор школы вправе обратиться в органы управления, научные и методические
учреждения за помощью в организации и проведении ВШК.
3. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждение итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
- о проведение повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
- о поощрение работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
2. Персональный контроль.
2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня
компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и
продуктивности:
• уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной
• физиологии;
• по содержанию базового компонента преподаваемого предмета;
• по методикам обучения и воспитания;
• умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
• умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и
средства обучения: элементарные методы и средств педагогической диагностики;
• основные формы дифференциации контингента обучающихся;
• основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной
культуры обучающихся;
• уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее
эффeктивными формами, методами и приемами обучения;
• уровень подготовки учащихся;
• сохранение контингента учащихся.
2.3. При оценке деятельности учителя учитывается:
• вьполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
• уровень знаний, умений, навыков учащихся;
• степень самостоятельности учащихся;
• дифференцированный и индивидуальный подход учащимся в процессе обучения;
• совместная деятельность учителя и ученика;
• наличие положительного эмоционального микроклимата;
• умение отбирать содержимое учебного материала;
• способность к анализу педагогических ситуаций;
• умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и
реализовывать план своего развития;
• формы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
• знакомиться с документацией в соответствии должностными обязанностями

учителя (тематическим планированием, пoypoчными планами, клaccными журналами,
дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами
воспитательной работы);
• изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
• анализировать статические данные о результат педагогической деятельности
(контрольные работы, срезы и т.д.);
• анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы
учителя;
• организовывать и отслеживать результаты участия обучающихся на олимпиадах,
конкурсах, выставках, конференциях и т.д.;
• социологические, психологические, педагогические исследования;
• анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
3. Классно - обобщающий контроль.
3.1. Классно - обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
3.2. Классно - обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебновоспитательной работы в отдельном классе или параллели;
3.3. В ходе классно - обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно- воспитательной
работы в отдельном классе (параллели):
• деятельность всех учителей;
• включение учащихся в познавательную деятельность;
• привитие интереса к знаниям;
• уровень знаний, умений и навыков учащихся;
• школьная документация;
• выполнение единых требований к учащимся;
• стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
• сотрудничество учителя и учащихся;
• выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
• владение учителем новыми педагогическими технолог ми при организации обучения;
• соблюдение единого орфографического режима;
• работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
• дифференциация и индивидуализация обучения;
• работа с родителями учащихся;
• воспитательная работа;
• социально-психологический климат в классном коллективе.
3.4. Классы для проведения классно - обобщающего контроля определяются по результатам
анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
3.5. По результатам классно - обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или
его заместителях, классные часы, родительские собрания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».