Положение о внутришкольном контроле с учетом ФГОС НОО

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете
МБОУ Приволенской СОШ

Председатель ПК
МБОУ Приволенской СОШ

Директор
МБОУ Приволенской СОШ

Протокол №_______ от

________________________
Г.В. Каминский
«____»________________ 20___ г.

________________________
В.А. Макаринский
«____»________________ 20___ г.

«____»________________ 20___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
1. Общие положения.
Настоящее Положение разработано в соответствии Законом РФ «Об образовании»,
«Типовым положением об образовательном учреждении», письмом Министерства образования
РФ «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» №22-06-874 от 10.09.1999 г.,
письмом Министерства образования РФ «О содержании и правовом обеспечении должностного
контроля руководителей образовательных учреждений» № 22-06-147 от 07.02.2001 г., Уставом
школы. Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования (ФГОС НОО) <новым образовательным стандартам> требует дополнить
перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты
деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО.
Новым содержанием контрольных действий, реализующих ВШК, являются для
контроля:
а) системы управления образовательным учреждением:
− оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС НОО к модели
выпускника начальной школы, результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, моделям социального заказа, планам функционирования и
развития школы и др.;
− диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС НОО в
образовательном учреждении;
− оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям
стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения); анализ причин выявленных
рассогласований и поиск путей их преодоления;
− принятие решений о направлениях коррекции системы управления ОУ;
− организация исполнения решения (коррекционной работы);
− проверка исполнения решения;
б) работы с кадрами:
− обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации,
личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников ОУ,
работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка
результативности их реализации;
− подготовка работников школы к новой процедуре аттестации;
− диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников
учреждения;
− принятие решений о направлениях работы образовательного учреждения (научнометодической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих
состояние работы с кадрами) по направлениям стандарта;
− организация коррекционной работы;
− проверка ее исполнения;
в) работы с контингентом обучающихся:
− диагностика учебных и творческих возможностей обучающихся;
− диагностика психофизиологического состояния детей;
− диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической
поддержке;

− диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;
− ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто
встречающихся у школьников;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с
контингентом обучающихся;
− организация коррекционной работы;
− проверка ее результативности;
г) финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ОУ:
− осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в
ресурсах и отражение этой потребности в бюджете учреждения;
− осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных
услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности;
д) материально-технического и информационного оснащения, ремонта школьного
оборудования:
− оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических
средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной
оснащенности учебного процесса;
− оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными
в сети Интернет;
− анализ занятости помещений школы, эффективности их использования; требований к
оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного
процесса;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материальнохозяйственной деятельности в школе;
− организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;
е) партнерского взаимодействия ОУ:
− оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров
(соглашений) о сотрудничестве и т.п.;
− принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних
связей ОУ.
Элементом нововведения в структуре ВШК в условиях введения ФГОС НОО является
государственно-общественное управление:
а) образовательной системой школы, отслеживающее промежуточные и итоговые
результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и
вносящее предложения о коррективах в образовательную модель ОУ;
б) работой с кадрами.
Настоящее положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля (ВШК). Внутришкольньй контроль - процесс получения и переработки информации о
ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения. Положение о
ВШК утверждается приказом директора школы. ВШК осуществляет руководитель учреждения
или по его поручению заместитель руководителя, руководитель методического объединения,
другие специалисты.
Задачи внутришкольного контроля
осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования,
нормативных документов отдела образования Администрации Ремонтненского района,
решений педсоветов школы;
• выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативнo пpaвовых актов, принятие мер о их пресечению;
• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;
• изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
oтрицaтельных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
•

этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению
негативных тенденций;
• сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
• анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Содержание контроля:
• выполнение Закона РФ «Об образовании» в части oбязaтельности основного общего
образования;
• использование методического обеспечения в образовательном процессе;
• реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения утвepждeнных учебных графиков;
• ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.).
• уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;
• соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
• обеспечение гарантий прав учащихся на получение образования (дети-инвалиды,
обучение на дому или индивидуальное обучение по медицинским показаниям)
• соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и
текущего контроля их успеваемости;
• работа творческих групп, М/О, библиотеки;
• реализация воспитательных программ и их результативности;
• организация питания и медицинского обслуживания школьников;
• охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
• исполнение пpинятых коллективных peшeний нормативных актов;
• состояние УМК;
• выполнение требований СанПиНа
• другие вопросы
Методы контроля:
• анкетирование учащихся и родителей;
• тестирование;
• посещение учебных занятий;
• мониторинг;
• письменный и устный опрос;
• изучение документации;
• беседа;
• хронометраж и другие.
Виды ВШК (по содержанию):
• тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике
работы коллектива, подразделения, группы, М/О, одного учителя).
• фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).
Формы ВШК:
• персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде
контроля);
• классно - обобщающий (фронтальный вид);

Организация и проведение контроля
Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из
следующих этапов:

- определение цели контроля, объекта контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников;
- выбор форм и методов контроля;
- констатация фактического состояния дел;
- объективная оценка этого состояния;
- выводы, вытекающие из оценки;
- рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;
- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
• ВШК осуществляет директор школы или по его распоряжению заместители по учебновоспитательной, воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия, в
качестве экспертов. К участию в контроле могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты.
• Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
• Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
• В качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации, отдельные специалисты.
• Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля.
• При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор
и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной работе могут посещать
уроки учителей школы без предварительного предупреждения.
Основания для проведения контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- план – график ВШК;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
Итоги ВШК.
По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом:
результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических
работников.
Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
- цель контроля;
- сроки;
- состав комиссии;
- какая работа проведена в результате проверки: посещены уроки, проведены контрольные
работы, просмотрена школьная документация, собеседование и т.д.);
- констатация фактов (что выявлено );
- выводыI;
- рекомендации или предложения;
- где подведены итоги проверки: совещание педагогического коллектива
совещание при заместителе директора, индивидуально;
- дата и подпись ответственно за написание справки;
- подпись лиц, ознакомленных со справкой.

Права и обязанности участников ВШК.
1. Проверяемый педагогический работник имеет право:
• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля,
• своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
• обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
2. Директор школы вправе обратиться в органы управления, научные и методические
учреждения за помощью в организации и проведении ВШК.
3. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждение итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
- о проведение повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
- о поощрение работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
2. Персональный контроль.
2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня
компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и
продуктивности:
• уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной
• физиологии;
• по содержанию базового компонента преподаваемого предмета;
• по методикам обучения и воспитания;
• умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
• умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и
средства обучения: элементарные методы и средств педагогической диагностики;
• основные формы дифференциации контингента обучающихся;
• основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной
культуры обучающихся;
• уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее
эффeктивными формами, методами и приемами обучения;
• уровень подготовки учащихся;
• сохранение контингента учащихся.
2.3. При оценке деятельности учителя учитывается:
• вьполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
• уровень знаний, умений, навыков учащихся;
• степень самостоятельности учащихся;
• дифференцированный и индивидуальный подход учащимся в процессе обучения;
• совместная деятельность учителя и ученика;
• наличие положительного эмоционального микроклимата;
• умение отбирать содержимое учебного материала;
• способность к анализу педагогических ситуаций;
• умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и
реализовывать план своего развития;
• формы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
• знакомиться с документацией в соответствии должностными обязанностями

учителя (тематическим планированием, пoypoчными планами, клaccными журналами,
дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами
воспитательной работы);
• изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
• анализировать статические данные о результат педагогической деятельности
(контрольные работы, срезы и т.д.);
• анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы
учителя;
• организовывать и отслеживать результаты участия обучающихся на олимпиадах,
конкурсах, выставках, конференциях и т.д.;
• социологические, психологические, педагогические исследования;
• анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
3. Классно - обобщающий контроль.
3.1. Классно - обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
3.2. Классно - обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебновоспитательной работы в отдельном классе или параллели;
3.3. В ходе классно - обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно- воспитательной
работы в отдельном классе (параллели):
• деятельность всех учителей;
• включение учащихся в познавательную деятельность;
• привитие интереса к знаниям;
• уровень знаний, умений и навыков учащихся;
• школьная документация;
• выполнение единых требований к учащимся;
• стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
• сотрудничество учителя и учащихся;
• выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
• владение учителем новыми педагогическими технолог ми при организации обучения;
• соблюдение единого орфографического режима;
• работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
• дифференциация и индивидуализация обучения;
• работа с родителями учащихся;
• воспитательная работа;
• социально-психологический климат в классном коллективе.
3.4. Классы для проведения классно - обобщающего контроля определяются по результатам
анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
3.5. По результатам классно - обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или
его заместителях, классные часы, родительские собрания.



Контакты

347490, Ростовская обл, Ремонтненский р-н, Привольный п, Советская ул, дом № 12

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.