«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете МБОУ Приволенской СОШ Председатель ПК МБОУ Приволенской СОШ Директор МБОУ Приволенской СОШ Протокол №_______ от ________________________ Г.В. Каминский «____»________________ 20___ г. ________________________ В.А. Макаринский «____»________________ 20___ г. «____»________________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования (СОКО) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе оценки качества образования МБОУ Приволенской СОШ (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования МБОУ Приволенской СОШ (далее – школа), ее организационную и функциональную структуру. 1.2. Деятельность системы оценки качества образования школы строится в соответствии с законодательными актами РФ и Ростовской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. 1.3. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: 1.3.1. Учителя; 1.3.2. Обучающиеся и их родители; 1.3.3. Отдел образования Администрации Ремонтненского района; 1.3.4. Управляющий совет школы. 1.4. В Положении используются следующие понятия: 1.4.1. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; 1.4.2. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования школы 2.1. Цели системы оценки качества образования школы: 2.1.1. Создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ; 2.1.2. Получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 2.1.3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе; 2.1.4. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией школы. 2.2. Задачи системы оценки качества образования в школе: 2.2.1. Формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; 2.2.2. Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения; 2.2.3. Оценка состояния и эффективности деятельности школы; 2.2.4. Оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг; 1 2.2.5. Выявление факторов, влияющих на качество образования; 2.2.6. Содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; 2.2.7. Содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. Система оценки качества образования школы основана на принципах: 2.3.1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; 2.3.2. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; 2.3.3. Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; 2.3.4. Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); 2.3.5. Технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 2.3.6. Сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами; 2.3.7. Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; 2.3.8. Соблюдения моральноэтических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. Организационная структура системы оценки качества образования школы 3.1. В организационной структуре системы оценки качества образования школы выделяются следующие составляющие: 3.1.1. Методический совет школы; 3.1.2. Педагогический совет школы; 3.1.3. Управляющий совет школы. 3.2. Методический совет школы: 3.2.1. Разрабатывает и реализует программы развития школы, включая развитие системы оценки качества образования школы; 3.2.2. Участвует в разработке методики оценки качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; 3.2.3. Обеспечивает проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; 3.2.4. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования; 3.2.5. Организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; 3.2.6. Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; 3.2.7. Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; 3.2.8. Обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования школы; 3.2.9. Организует подготовку работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольнооценочных процедур; 3.2.10. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих 2 мероприятиях; 3.2.11. Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в школе; 3.2.12. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования школы; 3.2.13. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формирует предложения по их совершенствованию; 3.2.14. Принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.3. Управляющий совет школы: 3.3.1. Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе; 3.3.2. Готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования; 3.3.3. Осуществляет общественный контроль над качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы; 3.3.4. Инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; 3.3.5. Формирует информационные запросы основных пользователей системы оценки качества образования школы; 3.3.6. Участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования; в оценке качества образования; аттестации педагогических работников; экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; 3.3.7. Принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования муниципального уровня. 3.4. Педагогический совет обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования. 3 КРИТЕРИИ системы оценки качества образования (СОКО) Критерии СОКО Ценностносмысловая компетентность Общекультурная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность • • • • • • • • • • • • Социальнотрудовая компетентность Компетентность личностного самосовершенствования • • • • • • • • Учебнопознавательная компетентность • Профессиональнопедагогическая поисковая и исследовательская активность • • Показатели для учащихся Сформированность положительной мотивации. Осознание своей роли и предназначения. Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения Осведомленность ученика в вопросах познания. Владение эффективными способами организации своего досуга. Уровень воспитанности учащихся. Овладение познанием и опытом деятельности Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее. Умение создавать мультимедийную продукцию Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность. Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации. Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе. Умение представить себя Сформированность навыков самоуправления. Сформированность гражданских качеств. Готовность к поликультурному общению. Осведомленность в области социальнотрудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права Знания и умения применить навыки здорового образа жизни. Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Степень комфортности школьника в образовательной среде Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные советом школы, участие в мастерклассах, конференциях, круглых столах и т. д. 4 Владение инновационной (проектной) деятельностью Дидактикометодическая компетентность Коммуникативная компетентность Информационная компетентность Кооперативная компетентность • Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета и т. д. • Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастерклассов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.). • Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике. • Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики • Соответствие методических приемов образовательным задачам. • Адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуальнотипологическими особенностями школьников • Организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса. • Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик) Готовность к работе с информацией, умения: • отбирать необходимую информацию; • систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи; • использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности; • структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения: • находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; • осуществлять коллективное целеполагание и планирование; • распределять задачи и роли между участниками группы; • действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; • координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; • осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; 5 Проблемная компетентность • осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы Готовность к решению проблем, умения: • самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; • формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач; • находить альтернативные пути и средства решения задач; • определять наиболее и наименее выигрышные из них; • реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; • доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения 6