Положение о наставничестве

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете

Председатель ПК

Директор

МБОУ Приволенской СОШ

МБОУ Приволенской СОШ

МБОУ Приволенской СОШ

Протокол №_______ от

________________________

________________________

Г.В. Каминский

В.А. Макаринский

«____»________________ 20___ г.

«____»________________ 20___ г.

«____»________________ 20___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
1. Общие положения.
1.1.
Школьное
наставничество
разновидность
индивидуальной
воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных
учреждениях
или
со
специалистами,
назначенными
на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными
качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики
по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих
навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством
наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения
педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать
имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики
преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение,
другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи
молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе
кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
• привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения
к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора МБОУ
Приволенской СОШ по учебно-воспитательной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
1

3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической
работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность
делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и
работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе
не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно
не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,
согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании
Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и
молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием
срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не
менее одного года.
3.6.
Наставничество
устанавливается
над
следующими
категориями
сотрудников
образовательного учреждения:
• впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в
образовательное учреждение;
• выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
• учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
• увольнения наставника;
• перевода на другую работу подшефного или наставника;
• привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
• психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач
молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом
контроле.
3.9. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
• знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
• разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету;
• изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
• знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений;
2

•

•

•

•

•

•

вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать
работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал работы
наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о
процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:
• с согласия заместителя директора школы по УВР (руководителя методического
объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других
сотрудников школы;
• требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается
приказом директора МБОУ Приволенской СОШ.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
• изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
• выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
• постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
• учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
• совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
• периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
• вносить на рассмотрение администрации МБОУ Приволенской СОШ предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
• защищать профессиональную честь и достоинство;
• знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;
• повышать квалификацию удобным для себя способом.
3

8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя
директора школы по учебно-воспитательной работе.
8.2. Заместитель директора школы по УВР обязан:
• представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
• создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
• посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
• организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
• изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
МБОУ Приволенской СОШ;
• определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут
руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
• рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;
• провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
• обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
• осуществлять систематический контроль работы наставника;
• заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УВР.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• настоящее Положение;
• приказ директора школы об организации наставничества;
• планы работы педагогического совета и методических объединений;
• протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
• методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.

4



Контакты

347490, Ростовская обл, Ремонтненский р-н, Привольный п, Советская ул, дом № 12

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.